Её профессия – школьный библиотекарь
Да кто же он такой библиотекарь?
Чудак, Фанатик? Странный человек?
Всегда серьезный и дотошный лекарь
Старинных книг и пухлых картотек!
Вы так решили, опуская лица
В тяжелый, надоевший полке тем,
А мне, скажу во век не надивиться
Его святым, бесхитростным трудом!

Токарева Татьяна Леонидовна
– учитель математики, заместитель директора МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа», школьный библиотекарь. Имеет первую квалификационную категорию учителя.
Педагогический стаж — 26 лет. В МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» работает двенадцатый (второй) год. В должности школьного библиотекаря работает второй год. Заканчивает курсы профессиональной переподготовки в ОГБУ ДПО КИРО по ДПП «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» (педагог-библиотекарь) .
Своей главной задачей, как школьный библиотекарь, видит развитие читательской компетенции школьников, другими словами, привитие интереса и любви к книге, чтению, ведь «Человек читающий — человек успешный».
Дата рождения 13.12. 1972
В 1999 году закончила Белгородский государственный университет (учитель биологии)

Принято на заседании ПС Утверждаю.
Протокол № 1 Директор_________ Е. Л. Парахина
От «_____ » _______2020 года «______»__________2020 года
План
План работы библиотеки МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области
на 2020 – 2021 учебный год
Цели работы:
1.Привлечение в библиотеку большего числа читателей, воспитание любви к чтению и руководство им.
Задачи библиотеки на 2020 — 2021 учебный год:
-содействовать учебно-воспитательному процессу школы и самообразованию учащихся, педагогов путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания;
— поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и в школьной программе;
– развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения, умение анализировать прочитанное, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
-формировать у детей информационной культуры и культуры чтения;
-совершенствовать традиционные и нетрадиционные формы индивидуальной и массовой работы библиотеки, в том числе используя Интернет – ресурсы;
-формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользования: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
– побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные данные на практике;
– организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и содействующие эмоциональному развитию;
– участвовать в творческих и литературных конкурсах
– работать с учащимися, учителями, администрацией, содействуя реализации задач школы;
– обеспечение учащихся образовательных учреждений учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников;
содействие развитию школьников, формированию их информационной и читательской компетентности;
– формирование потребности в систематическом чтении;
-приобщить детей к ценностям мировой и отечественной культуры;
-поддерживать в рабочем состоянии книжного фонда и фонда учебников.
Основные функции школьной библиотеки:
- Информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной литературой).
- Научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка). • Деятельность по привлечению детей к чтению.
- Оказание помощи в подготовке и проведении занятий по внеклассному чтению. • Мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки).
- Комплектование фондов.
- Ведение учетной и планово-отчетной документации
Основные направления деятельности библиотеки:
-организация работы по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда;
-организация и ведение справочно-библиографического аппарата информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система картотек, тематические базы данных);
-осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогических работников;
-оказание помощи в создании образовательных проектов (коммуникационных, видео и др.);
-консультирование законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения, а также их информирование о новых поступлениях в библиотеку учебных изданий, книг серии «Школьная библиотека» и др. изданий;
-организация мероприятий по воспитанию у обучающихся интереса к книге и чтению, формированию информационной культуры;
-обеспечение сохранности документов в соответствии с установленными правилами.
Работа с фондом учебной литературы
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Мониторинг обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2020-2021 учебный год. |
В течение года |
Библиотекарь |
2 |
Приём и обработка поступивших учебников: -оформление накладных; -штемпелевание; -запись в книгу суммарного учёта; -оформление картотеки; -занесение в базу учебников. |
По мере поступления |
Библиотекарь |
3 |
Приём и выдача учебников. |
По мере поступления учащихся |
Библиотекарь |
4 |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. |
По мере поступления |
Библиотекарь |
5 |
Оформление выставки: «Знакомьтесь – новые учебники». |
Сентябрь |
Библиотекарь |
6 |
Проведение работы по |
В течение года |
Библиотекарь |
6 |
Подготовить к списанию учебники, изданные в 2015, 2016 г. |
Май |
Библиотекарь |
7 |
Проведение работы в хранилище учебного фонда. Расстановка учебников по классам. |
В течение года |
Библиотекарь |
8 |
Ведение электронного каталога «Учебники и учебные пособия». |
По мере поступления |
Библиотекарь |
Работа с фондом художественной литературы
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Приём и обработка поступивших книг и брошюр: -оформление накладных; -штемпелевание; -запись в инвентарную книгу; -запись в книгу суммарного учёта; -оформление картотеки; |
По мере поступления |
Библиотекарь |
2 |
Выдача книг читателям. |
В течение года |
Библиотекарь |
3 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. |
Постоянно |
Библиотекарь |
4 |
Осуществление контроля за своевременным возвратом книг в библиотеку |
по четвертям |
Библиотекарь, . |
5 |
Ведение работы по сохранности фонда. |
Постоянно |
Библиотекарь |
6 |
Создание и поддержка комфортных условий для работы читателей. |
Постоянно |
Библиотекарь |
7 |
Работа по мелкому ремонту художественных изданий, с привлечением актива и учащихся на уроках труда в начальных классах. |
Постоянно |
Актив |
8 |
Изъятие ветхой литературы. Периодическое списание фонда с учётом ветхости и морального износа. |
1 раз в год Май |
Библиотекарь |
9. |
Оформление стендов в библиотеке 1.Библиотечный вестник А)Информационное досье библиотеки (документация) Б) Наша библиотека год за годом — План работы библиотеки -Конкурсы — Наши мероприятия Г) Фотовернисаж о проделанной работе 2. Уголок юного книголюба А) Время читать — Чтобы помнили — Чтобы жить было интересно — Чтобы быть здоровыми — Чтобы быть настоящими людьми Б) Книжные новинки В)Правила читателей 3. Библиотечный календарь А) Знаменательные даты 2020- 2021годов Б)Книга-юбиляр В) Писатель –юбиляр Г) Международный праздник 4. Творчество наших читателей |
Октябрь-декабрь2020 |
Библиотекарь |
Справочно-библиографическая работа
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Составление библиографических и информационных списков на новые поступления. |
По мере поступления |
библиотекарь |
2 |
— пополнение алфавитного каталога, — пополнение систематического каталога, — создание рубрик в алфавитном каталоге — редактирование каталогов . |
По мере поступления На каникулах |
библиотекарь |
5 |
Ведение учётной документации: — введение инвентарной книги на все виды учёта, -введение книги суммарного учёта на все виды учёта: — число читателей, — книговыдача, — посещаемость, — читаемость, — обращаемость фонда, — книгообеспеченность, — охват учащихся библ. обслуживанием, — заполнение дневника школьной библиотеки |
В конце учебного года. Ежедневно |
библиотекарь |
6 |
Оформление незапланированных отчётов по запросу администрации и вышестоящих органов. |
По мере необходимости |
библиотекарь |
Индивидуальная работа
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Обслуживание читателей из числа обучающихся, педагогических работников, сотрудников школы. |
Постоянно |
библиотекарь |
2 |
Проведение рекомендательных бесед при записи читателя в библиотеку. |
Постоянно |
библиотекарь |
3 |
Беседы о прочитанном. |
Постоянно |
библиотекарь |
4 |
Рекомендательные беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку. |
По мере поступления |
библиотекарь |
5 |
Выставка одной книги «Это новинка!». |
По мере поступления |
библиотекарь |
6 |
Обслуживание на персональном компьютере. |
По мере необходимости |
библиотекарь |
7 |
Ведение учёта в журнале работы за компьютером в библиотеке. |
Ежедневно |
библиотекарь |
Работа с библиотечным активом «Друзья библиотеки»
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Выборы библиотечного актива. |
Сентябрь |
библиотекарь |
2 |
«Книжкина больница» работа по мелкому ремонту книг. |
В течение года |
библиотекарь |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
1 |
«Книга в дар школе», продолжить работу в рамках акции. |
В течение года |
библиотекарь |
2 |
Организация выставки: «Эти книги вы нам подарили». |
По мере поступления |
библиотекарь |
3 |
«Помоги книге», продолжить работу в рамках акции. |
В течение года |
библиотекарь |
Работа с педагогическим коллективом
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. |
По запросам |
библиотекарь |
2 |
Оказание помощи в проведении внеклассных мероприятий: подборка сценариев и методических разработок. |
По запросам |
библиотекарь |
Работа с обучающимися
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
1 |
Обслуживание обучающихся согласно расписания работы библиотеки. |
Постоянно |
библиотекарь |
2 |
Информирование классных руководителей о чтении и посещении библиотеки каждым классом. |
1 раз в четверть |
библиотекарь |
3 |
Рекомендовать книги согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки. |
Постоянно |
библиотекарь |
4 |
Подвести итоги конкурса «Лучший читатель года». |
Май |
библиотекарь |
Массовая работа
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
1 |
Внеклассное мероприятие ко Дню Грамотности (8 сентября) |
Сентябрь |
библиотекарь |
|
2 |
Выставка учебных изданий к предметным неделям. |
По предметным. неделям |
библиотекарь |
|
3 |
Мероприятие ко Дню работников лесного хозяйства |
сентябрь |
библиотекарь |
|
4. |
Библиотечный календарь за 2020 год (обзор книг и писателей — юбиляров) |
сентябрь |
библиотекарь |
|
5. |
Заочная экскурсия в историю «История развития библиотечного дела» |
сентябрь |
библиотекарь |
|
6. |
Интеллектуальная игра по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» ( с целью активизации волонтерского движения) |
октябрь |
библиотекарь |
|
7. |
Литературная гостиная (презентация, конкурс чтецов), посвящённая юбилейным датам со дня рождения русских поэтов И. А. Бунина, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенин. |
октябрь |
библиотекарь |
|
8. |
Внеклассное мероприятие к 75 – летнему юбилею Великой Победы«Поэты фронтовой судьбы» (К. Симонов, А. Т.Твардовский, Д. Самойлов, поэма «Василий Тёркин) |
октябрь |
библиотекарь |
|
9. |
К Всероссийской неделе «Театр и дети» «Инсценируем любимые произведения литературы» |
ноябрь |
библиотекарь |
|
10. |
В гостях у зарубежной сказки (по сказкам Г. Х. Андерсена,Ш.Пьеро, Джани Родари), Д. Р. Киплинга) |
ноябрь |
библиотекарь |
|
11.. |
Интеллектуальная игра по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» ( с целью активизации волонтерского движения) Ко Дню добровольца (волонтера) в России 05.12. |
декабрь |
библиотекарь |
|
12. |
Внеклассное мероприятие «По страницам русских былин» ко Дню былинного богатыря Ильи Муромца |
январь |
библиотекарь |
|
13. |
«Идёт бычок качается…» внеклассное мероприятие и конкурс чтецов для учащихся 1-4 класса к юбилею А. Л. Барто |
Февраль |
библиотекарь |
|
14. |
Международный день книгодарения (акция «Книга библиотеке – в дар» |
февраль |
библиотекарь |
|
15. |
Неделя детской и юношеской книги — «Мои любимые книги» внеклассное мероприятие о книгах для подросткового возраста — Выставка рисунков по любимым книгам» — Мероприятие, посвященное Всемирному дню чтения вслух — Мероприятие,посвящённое Всемирныому дню поэзии |
март |
библиотекарь |
|
16. |
Викторина «Через тернии к звёздам», посвящённая Дню космонавтики. |
апрель |
библиотекарь |
|
Книжные выставки |
||||
1 |
«Поэтические страницы поэтов — фронтовиков». |
8-9 |
октябрь |
библиотекарь |
2 |
«Поэзия И. А. Бунина, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенин. |
1 — 9 |
октябрь |
библиотекарь |
3 |
Книжная выставка к Международному Дню Словаря 22.11 |
5-9 |
ноябрь |
библиотекарь |
4 |
Выставка книг о заповедном деле в России — ко День заповедников и национальных парков (11 января) |
5-9 |
январь |
библиотекарь |
5 |
Выставка книг Анатолия Рыбакова |
6-9 |
январь |
|
6 |
Выставка книг, рекомендуемых для учащихся подросткового возраста |
5-9 |
март |
библиотекарь |
6 |
Выставка книг, посвященной юбилею Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940) |
8-9 |
май |
библиотекарь |
Профессиональное развитие и образование |
||||
1 |
Участвовать в семинарах методического объединения школьных библиотекарей. |
По плану работы МО |
библиотекарь |
|
2 |
Самообразование: — изучение приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. |
В течение года |
библиотекарь |
|
3 |
Участвовать в работе школьного педсовета и совещаниях. |
библиотекарь |
||
4 |
Использовать опыт лучших школьных библиотекарей. |
В течение года |
библиотекарь |
Документы библиотека
План работы библиотеки МОКУ Панинская ООШ СКАЧАТЬ
Выставка книг о Великой отечественной войне СКАЧАТЬ
Выступление на секции библиотекарей СКАЧАТЬ
Информация о месячнике библиотека СКАЧАТЬ
О конференции по повести Сын полка СКАЧАТЬ
О последних двум мероприятиях СКАЧАТЬ
План реализации концепции работы библиотеки 2020 СКАЧАТЬ
Презентация повести СКАЧАТЬ
Сценарий Сын полка СКАЧАТЬ