Условия питания и охраны здоровья обучающихся

Организация горячего питания

в МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа»

Аналитическая справка по питанию 2019.

Питание-2018-2019

Программа по питанию

Протокол общешкольного родительского собрания №1 от 01.09.18

Распоряжение 303

Распоряжение 324

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Положение об организации питания

Положение о бракеражной комиссии

Постановление 415 изменения в порядок о льготном питании

Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, плохой успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Администрация  школы, родительский комитет уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

В ОО разработана школьная Программа по культуре питания «Здоровое питание – здоровый ребенок – здоровая нация», которая является одним из модулей Программы развития школы.

Разработанная программа решает важные задачи:

  • обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

  • обеспечение доступности школьного питания
  • гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

  • предупреждение (профилактика) среди обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

  • приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.

Программа по культуре питания «Здоровое питание – здоровый ребенок – здоровая нация» работает по следующим направлениям:

  • Организация рационального питания обучающихся.

  • Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей.

  • Формирование культуры здорового питания в образовательном учреждении.

  • Реализация модульных образовательных программ по формированию культуры здорового питания. (Данная работа должна носить системный и непрерывный характер на различных ступенях образования).

  • Мониторинг организации питания обучающихся и эффективность работы ОУ по формированию основ культуры здоровья, включая культуру питания. (Анкетирование детей, родителей).

  • Обеспечение высокого качества и безопасности питания.

  • Модернизация столовой, улучшение санитарно-технического состояния пищеблока, столовой.

  • Увеличение охвата горячим питанием, доведение до 100%.

  • Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

Нормативно-правовая база, документы по организации питания в образовательной организации:

— Закон «Об образовании» РФ, ФЗ- №273 от 29.12.2012 г. о создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся;

— Закон РФ «Об образовании» ФЗ- №273 от 29.12.2012 г. о создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся;

— Письмо Министерства образования от 29.09.2003г. № 27/3071-6 «Об обеспечении общеобразовательных учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами»;

— Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» от 01.08.96г. №107-ФЗ;

— Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08»;

— Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ статья 28;

— Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;

— СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (с дополнениями и изменениями №1 СанПиН 2.3.2.1.1153-02 и №2 СанПиН 2.3.2.1.1280-02;

— СанПиН 2.3.2.1.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

— 23 СанПиН 2.3.6.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

— Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012г. №06-731 «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»;

— Постановление Администрации Медвенского района №685-па от 17.10.2014 года «Об организации горячего питания обучающихся из многодетных, малообнспеченных семей в образовательных учреждениях Медвенского района в 2015 году.

— Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012г. №06-73

Локальные акты

  1. Положение о порядке организации горячего питания обучающихся в школьной столовой.
  2. Положение о столовой школы.
  3. Положение о бракеражной комиссии.
  4. Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся в школьной столовой
  5. Положение об учебно-опытном участке образовательной организации.

Приказы по ОО

  1. Приказ по ОО от 01 сентября 2015 года № 131 «Об организации горячего питания для льготной категории школьников» в 2015-2016 учебном году»
  2. Приказ по ОО от 01 сентября 2015 года № 130/1 «Об организации горячего питания в школе в 2015-2016 учебном году».
  3. Приказ по ОО от 01 сентября 2015 года № 127 «О создании бракеражной комиссии» 
  4. Приказ по ОО от 01.09.2015 года №129 «О назначении ответственного лица по столовой». 
  5. Приказ по ОО от 01.09.2015 года №125 «О назначении организатора горячего питания».
  6. Приказ по ОО от 01.09.2015 года № 122 «О назначении ответственных лиц за приемку, хранение и реализацию продуктов животного происхождения».
  7. Приказ по ОО от 01.09.2015 года № 131/1 «О назначении ответственных лиц за приемку и хранение крупы и муки»

Согласно данному перечню документов в образовательной организации осуществляется двухразовое горячее питание (завтрак и обед) школьников, 6 дней в неделю.

В ОО обучается 50 детей, все они питаются в школьной столовой. Длительность промежутков между приёмами пищи не превышает 3,5 часов. Учащиеся группы продлённого дня обеспечиваются полдником за родительскую плату.

Для учащихся 1-9 классов в количестве 34 человек организовано льготное питание. Приказом по ОО от 01.09.2015 года №131 определен список учащихся-льготников, которые получают дотации на питание из муниципального бюджета в размере 20 рублей в день. Данный список утвержден на основании решения родительского комитета (Протокол №1 от 31.08.2015 года» и решения родительского собрания (Протокол №1 от 01.09.2015 года»).

В данный список входят:

— дети из многодетных семей – 8 обучающихся.

— дети из малообеспеченных семей – 26 обучающихся.

(Список прилагается)

Данные дети получают муниципальную дотацию в размере 20 рублей в день, но родители доплачивают 5 рублей в день, так как цена школьного обеда составляет 25 рублей в день. Дети, не относящиеся к социально-защищенной группе, платят за обед полностью — 25 рублей в день. Такая невысокая цена сложилась благодаря работе детей и учителей на пришкольном участке. (Наименование выращенных и количество собранных овощей прилагается).

1

Директором школы утвержден график дежурства учителей в столовой, график питания учащихся, список общественной комиссии по контролю за организацией питания школьников и бракеражной комиссии.2

Добро пожаловать в нашу столовую!

При входе  в помещение столовой для мытья рук установлены умывальные раковины; оборудованных сушилок для рук и дозаторов жидкого мыла у нас нет, но используется жидкое мыло в товарных ёмкостях и бумажные салфетки. Здесь же находится питьевой фонтанчик, из которого дети пьют в течение всего дня.

Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Для этого постоянно берутся пробы воды на проверку представителями Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Курской области в Суджанском районе». В пищеблоке установлены две двухсекционные мойки со смесителями с горячей и холодной водой, большие моечные раковины для мытья пищевых котлов и кастрюль.

3 4

За время работы школы не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.

Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии. В основном пища готовится на электрической плите с жарочным шкафом, но имеется в наличии еще одна электрическая плита.

В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В столовой имеется 2 холодильника и 1 морозильная камера, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления, вся продукция промаркирована.

5 6

Кроме того, в обязанности работника пищеблока входит выполнение всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм. Проверка Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской области (25.02.2014 г.) не выявила нарушений в работе школьной столовой. (Сведения о проводимой проверке прилагаются).

Столовая обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, а также шкафами для ее хранения около раздаточной. При организации питания используется фаянсовая и стеклянная посуда, отвечающая требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Одноразовая посуда используется только для увеличения времени дезинфекции. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали. Имеется в наличии три разделочных стола, электромясорубка с шинковкой для овощей.

Материально-техническое обеспечение

— Обеденный зал на 54 посадочных места

— Обеденные столы – 9

— Скамейки- 18

— Раковина – 1

— Раковина с питьевым фонтанчиком – 1

Оборудование пищеблока

— Холодильник – 2

— Морозильная камера – 1

— Плита электрическая с духовым шкафом – 1

— Плита электрическая – 1

— Электромясорубка – 1

— Электронагреватель проточный – 1

— Моечная столовой посуды

— Моечная кухонной посуды

— Производственный стол – 3

Пищевые отходы хранят в емкостях с крышками в специально выделенном месте. Емкости освобождают по мере их заполнения не менее 2/3 объема, промываются раствором моющего средства.

Пищевые отходы не выносятся через раздаточные помещения пищеблока.

Огромная ответственность возлагается на единственного работника школьной столовой Чуфелину Любовь Александровну.

Наш повар обеспечен специальной санитарной одеждой (халат, куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве двух комплектов в целях регулярной ее замены. Повар Чуфелина Любовь Александровна имеет соответствующую профессиональную квалификацию, прошла предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

7

Медицинский работник сельского ФАПа, директор школы, ответственный за организацию горячего питания в школе следят за организацией питания в общеобразовательном учреждении, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи.

С целью контроля по соблюдению технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет повар в соответствии с рекомендациями по отбору проб — СанПин 2.4.5.2409-08. Контроль по правильности отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет ответственный за организацию горячего питания в ОО Красникова И.Л.

В столовой ведется следующая документация:

Журналы

  • санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;

  • журнал учета температурного режима холодильного оборудования;

  • журнал обезвреживания столово-кухонных отходов;

  • журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;

  • журнал готовой пищевой продукции;

  • журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;

Другие документы

— «Ведомость контроля посещения столовой обучающимися»

— Сертификаты качества продуктов питания

— Договоры с поставщиками продуктов питания (ООО «Синтез», ИП Бубликова), ООО «Сельские традиции», в лице генерального директора Черницкого О.А.

— Договоры о сотрудничестве с родителями (законными представителями)

— Десятидневное меню

— Акт готовности школы к новому учебному году

— Заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на растительную продукцию

— Акт передачи овощей с пришкольного участка в школьную столовую

— График работы столовой

— График дежурств в столовой

За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе учителя, члены Управляющего Совета школы из числа родителей и учеников. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. При этом обеспечиваются не только высокие вкусовые качества, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушение полезных минеральных веществ и витаминов.

Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.

Питание организовано с учетом требований щадящего питания с максимальным использованием овощей и фруктов. 

В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока.

Запрещенные продукты в питании детей не употребляются.

С учетом возраста обучающихся в примерном меню соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд.

Питание обучающихся соответствует принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключены продукты с раздражающими свойствами.

При проведении питания детей обязательным является присутствие классного руководителя и дежурного учителя.

Классные руководители ежедневно в специальных дневниках отмечают учащихся, питающихся в столовой за счет родительской платы, сопровождают учащихся в столовую. Классные руководители 5-9 классов назначают дежурных по столовой, которые следят за порядком во время приёма пищи учащимися, убирают столы после приема пищи.

Присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой не допускается. Обучающиеся не допускаются к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений. Обучающиеся 9 класса помогают раздать приготовленную пищу, так как на 50 обучающихся в столовой работает один повар.

Тщательная уборка обеденного зала проводится после каждого приема пищи. Обеденные столы моются горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши. Моющие и дезинфицирующие средства хранятся в таре изготовителя в специально отведенных местах, недоступных для обучающихся, отдельно от пищевых продуктов.

Один раз в неделю проводится генеральная уборка всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.

Наша гордость – обеденный зал, рассчитанный на 54 места, площадью 60 кв.м. Пусть он не велик по объему, но здесь всегда царит атмосфера домашнего тепла и уюта. Стены украшены репродукциями картин, натюрмортами, нарисованными нашими учащимися и выпускниками, красочной наглядной агитацией в виде стендов и плакатов.

Дети с удовольствием изучают вывешенное поваром и утвержденное директором меню на специальном стенде, в котором указываются сведения об объемах блюд и их названия. Все приобретаемые продукты имеют сертификат соответствия. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом согласно заключенным договорам. Общеобразовательная организация заключила договоры на поставку продукции с ООО «Синтез», ООО «Сельские традиции». (Договоры прилагаются). Но больше всего, после обеденного стола, привлекает специальный ящик для изучения вкусов детей, мониторинга их любимых блюд. В него они бросают записки со своими пожеланиями, а повар их изучает и старается в выборе меню следовать детским интересам. Это своего рода анкетирование детей, которое выявило следующие любимые блюда:

  1. Картофельное пюре с салатом из свежей капусты.

  2. Картофельная запеканка с мясом.

  3. Молочная рисовая каша.

  4. Свекольный салат «Розовые щечки».

  5. Запеченная в тесте сосиска.

  6. Вареники.

  7. Компот из сухофруктов.

  8. Какао.

  9. Суп с горохом.

  10. Борщ со сметаной.

Приятно, что дети не отказываются от первых блюд, которые в меню присутствуют каждый день.

Мы часто проводим анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с поваром столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в ноябре  2015 года 97% учащихся покидают столовую с хорошим настроением.

Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, выпускников школы, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос — удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? 92% родителей дали положительный ответ. А на вопрос — удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 96% родителей ответили «Да».

Для формирования правильного пищевого поведения, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье у детей и подростков в школе реализуется программа «Здоровое питание – здоровый ребенок – здоровая нация» с учащимися 1 – 9 классов.

Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье. В октябре в 4 классе была проведена игра-путешествие «Айнеболит». С учащимися 5 класса была проведена беседа «Что такое здоровое питание». В конкурсной программе «Юная хозяюшка» девочки с помощью мам изготовили замечательные «рукавицы-прихватки» для кухни. В сентябре в рамках спортивного праздника «Золотая осень» был объявлен конкурс стенгазет «Правильное питание» среди учащихся 5-9-х классов и конкурс рисунков среди учащихся 1 – 4 классов «О вкусной и здоровой пище». В 8 классе проведен родительский лекторий «Здоровое питание – здоровое поколение ». 30 октября 2015 года в ОО был проведен праздник «Осенние посиделки», на котором было представлено многообразие кулинарной продукции.

Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период активного роста и развития детей. Им нужна не новая диета, а новое отношение к тому, что и как они едят. Организация полноценного горячего питания является сложной задачей, одним из важнейших звеньев которого служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального здорового питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Сегодня недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается. Но по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствовать установленным нормативам питания детей и подростков.

Школе нужны новые по дизайну современные школьные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием. Линия раздачи холодных, горячих блюд, напитков, выпечки, посудомоечные машины.  По анализу проведения анкетирования школьников были высказаны пожелания по улучшению школьной столовой: предлагают разнообразить меню, открыть в школе буфет, некоторые предлагают ограничиться только вторыми блюдами и т.д.

Основное направление в организации питания учащихся  школы — это обеспечение всех школьников горячими завтраками и  обедами на основе реализации скомплектованных рационов питания с абонементной системой расчета. Организация двухразового питания всех учащихся положительно скажется на их гармоническом развитии. Для того чтобы организовать по-настоящему правильное питание в школе, необходимы совместные усилия педагогического коллектива, родителей, работников столовой и всех заинтересованных лиц, а в первую очередь государственных структур.

В организации питания учащихся имеется еще много нерешенных проблем.

Выполнение программы совершенствования организации питания позволит школе достигнуть следующих результатов:

1.     Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;

2.     Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

3.     Продолжить формировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;

4.     Укрепить материально-техническую базу школьной столовой.

5.     Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;

6.     Совершенствовать разработанную систему мониторинга состояния здоровья обучающихся.

7.     Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся.

В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:

  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;

  • снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

  • рост учебного потенциала детей и подростков;

  • улучшение успеваемости школьников;

  • повышение их общего культурного уровня.